Развитие без границ
27.06.2018
Поделиться: 5
  • Facebook
  • Vkontakte
3744

Повышение скорости чтения в начальной школе

Чтение – важный аспект формирования мыслительных способностей. Педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что недостаточное занятие чтением в начальных классах приводит впоследствии к слабой мозговой активности. Из книг дети черпают различные знания, под влиянием поступков литературных героев формируются нравственные принципы.

В начальной школе важно не просто привить детям любовь к чтению, но и обратить внимание на техническую сторону процесса, научить полноценно воспринимать тексты.

Сегодня есть множество сторонников скорочтения, техники, при которой прочитывается более 300 слов в минуту. В то же время существует мнение, что в 7–10 лет дети должны овладеть оптимальным чтением. Термин означает скорость, максимально приближенную к темпу разговорной речи, т. е. 120–150 слов в минуту. Имеется в виду, что скорочтение (повышение скорости чтения) возможно только «про себя», а оптимальное – вслух.

К последнему предъявляются определенные требования:

  • правильность – выражается в том, что звуки не искажаются;
  • сознательность – способность вникнуть в содержание;
  • беглость – темп, обеспечивающий понимание и правильное проговаривание.

Независимая точка зрения на данный вопрос заключается в том, что при развитии навыка оптимального чтения в начальной школе больше шансов овладеть впоследствии скоростью, превышающей 300 слов в минуту.

как повысить скорость чтения

Почему ребенок читает медленно?

  1. Проговаривание «про себя». Эта манера появляется у детей тогда, когда они начинают познавать чтение и говорят по слогам. Есть люди, которые не только про себя говорят, но даже двигают губами. Это сильно тормозит чтение.
  2. Возвращение к тексту. Вы же замечали за собой, что иногда, при чтении, вы забываетесь, начинаете думать о чём-то другом и вдруг осознаёте, что перестали понимать материал? Тогда вы возвращаетесь на несколько строк выше, и начинается всё заново. Таким образом, ваш ребёнок быстрее читать не научится.
  3. Ограниченная зона освоения текста. У детей, которые читают медленно, это пространство составляет 4-5 см. Благодаря тренировке данное поле можно увеличить до 10 см. Тогда ребёнок сможет осилить периферийное чтение.

Зачем ребенку нужно уметь читать быстро?

Медленное чтение – одна из причин того, что человек полностью отказывается от книг. Допустим, у него есть полчаса свободного времени

Выбирая между прочтением 10–15 страниц книги и просмотром

получасового видео, он выберет последнее: ролик можно ускорить, промотать неинтересные участки.

Скорость чтения формируется ближе к завершению обучения в начальной школе. У многих она сохраняется на таком же уровне и в дальнейшем. Это одна из причин, по которым большинство школьников проводят за учебниками много часов.

Что дает скоростное чтение:

  • экономию времени при получении и обработке нужной информации;
  • более глубокое усвоение материала;
  • возможность узнать больше интересного за короткий промежуток времени;
  • высокие показатели обучаемости, совершенствование интеллекта;
  • отсутствие усталости и приобретение любви к книгам.

как повысить скорость чтения

Как научиться быстро читать?

Родители должны знать, как повысить скорость чтения. Существует несколько советов, как увеличить скорость чтения вашего ребенка. Ему стоит научиться:

  • концентрировать внимание в течение длительного периода времени;
  • подавлять внутреннюю артикуляцию. Привычка проговаривать слова про себя снижает скорость чтения;
  • правильно использовать зрение, расширять его угол, читать по диагонали. Развитие этой способности полезно не только для беглого чтения. Она помогает спортсменам, водителям, другим специалистам;
  • умению выделять в текстах главную мысль;
  • эффективно распоряжаться собственной памятью.

Упражнения для повышения скорости чтения

Педагоги начальных классов применяют различные практики и упражнения, проводят развивающие занятия для того, чтобы научить детей читать со скоростью 120–150 слов в минуту. Вот самые популярные техники, которые ответят на вопрос, как повысить скорость чтения у ребенка:

  • жужжащее чтение – пятиминутная тренировка, когда весь класс одновременно негромко, чтобы не мешать соседу, читает вслух, но каждый ученик – в своем темпе;
  • выделение пяти минут для чтения в начале или конце каждого урока – природоведения, математики, рисования;
  • практика чтения перед сном в качестве домашнего задания. Последние события отражаются в эмоциональной памяти, поэтому упражнение способствует запоминанию прочитанного;
  • тренировка зрительного восприятия для расширения объема оперативной памяти. Часто дети, дочитав предложение до конца, забывают первые слова. Методика устраняет эту проблему;
  • упражнения для расширения угла зрения, например, чтение первых и последних слогов в строке;
  • чтение знакомого отрывка с переходом на незнакомый фрагмент текста.

Значение имеет не длительность, а регулярность перечисленных тренировок.

повышение скорости чтения

Методики скорочтения

  1. Вовлекайте своего ребенка с малых лет в активный процесс чтения. Чаще читайте ему сами, и, читая, на самых интересных моментах останавливайтесь и, ссылаясь на усталость, просите ребенка прочитать кусочек произведения. Сделайте вид, что вы отвлеклись и прослушали, обязательно переспросите, что он только что прочитал, спросите, какие слова повторялись несколько раз? Объясните непонятные ребенку слова. Обсудите прочитанное.
  2. Сделайте чтение необходимым условием для повседневной жизни. Каждый день пишите ребенку записки, какие-то открытки, планы, списки дел, которые поручаете сделать ему.
  3. Сделайте на какой-то период просмотр диафильмов традиционным, как в младенчестве, чтение сказки перед сном. Медленная смена ярких кадров, короткие подписи под каждым, удобные для чтения - отличные условия для того, чтобы техника быстрого чтения совершенствовалась.
  4. Осваивайте параллельное чтение. Для этого вам нужно приготовить два одинаковых текста. Вы будете читать текст вслух, а ребенок будет вслед за вами, водить пальцем по строчкам. Постепенно наращивайте скорость чтения, но следите обязательно, чтобы ребенок успевал за вами. Читайте некоторые фрагменты медленно, а некоторые быстро, к примеру, выделяя, таким образом, диалоги. Поинтересуйтесь, заметил ли ребенок смену скорости?
  5. Контролируйте технику быстрого чтения, давайте ребенку задания чтения на время. Для этого выберите несложный текст, состоящий из знакомых ему слов, засеките время, к примеру, одну минуту, а затем посчитайте, сколько слов он успел прочитать. Обязательно скажите ему это число и «подхлестните» его интерес, вопросом типа: «А быстрее сможешь? Давай проверим!». Пускай снова читает этот же текст, прочитанных слов будет однозначно уже больше. Похвалите его и снова засеките время. Сделайте так раза три, но не больше. Данное задание продемонстрирует ребенку, что читать он может гораздо быстрее и, что научиться читать быстро совсем не трудно.

повышение скорости чтения

Либерика в центре развития SMARTUM

В общеобразовательных школах прогрессивные методики повышения техники чтения применяются не всегда. Часто учителя обходятся классическими приемами, но и результаты в этом случае оставляют желать лучшего.

Можно добиться высокой скорости чтения учащихся начальных классов, пройдя специальный курс Либерики. Заниматься по программе рекомендуют с 7 лет. Уроки организуются в центрах интеллектуального развития.

Тренеры по Либерике говорят, что для освоения методики достаточно просто уметь читать. Владение навыком на оптимальном уровне, сравнимым с темпом речи, не станет помехой для освоения курса.